Вторая жизнь аккумуляторной батареи

Мало кто знает, но аккумуляторную батарею, которая перестала держать заряд после длительного хранения можно восстановить. Это касается и кислотных и щелочных аккумуляторов.В процессе циклов заряд/разряд, а так же при длительном хранении в режиме "сухого заряда" пластины аккумуляторных батарей подвергаются химическим реакциям материала электрода и электролита, с образованием веществ, препятствующих накоплению заряда батареей.

Суть восстановления заключается в том, чтобы эти вещества "сбить". Для этого существуют специализированные восстановительно-зарядные агрегаты, которые способны восстанавливать аккумуляторные батареи различными способами. Например метод обратного тока, импульсный ток, превышающий зарядный в 5-10 раз, и подобные.

На практике эти устройства большинству людей не доступны, ввиду большой стоимости. Вряд ли человек будет будет покупать дорогостоящее устройство для того, чтобы один раз продлить жизнь аккумулятора. Это экономически не выгодно. Поэтому придётся изобретать велосипед.

В теории для восстановления работоспособности пластин необходимо приложить ток, достаточный для расплавления сульфита свинца, но недостаточный для разрушения пластин аккумуляторной батареи. А так как специализированного генератора импульсов нет, придётся их имитировать кратковременными прикосновениями проводником до полюса батареи. Увеличенного тока будем добиваться повышением напряжения заряда. Хотя на деле заряжать мы ничего не будем.

Перед операцией по восстановлению, необходимо убедиться в наличии достаточного уровня электролита в батарее. При наличии ареометра, неплохо было бы проверить плотность на соответствие рекомендуемым значениям. Не забывайте о мерах предосторожности при работе с электролитом.

В качестве источника тока/напряжения может подойти сварочный инвертор. Регулятором тока необходимо установить его значение в 40-50 ампер. На клеммах сварочного аппарата установится напряжение порядка 40-42 вольт. Полярность указана на выводах аппарата. Необходимо подключить минусовой вывод к минусу АКБ, а плюсовым несколько раз кратковременно коснуться плюсового полюса батареи. Помните, от длительности прикосновения зависит длительность разрушительного действия высокого тока на АКБ. Необходимо только сорвать сульфитный слой.

После произведённой операции аккумуляторную батарею необходимо поставить на зарядку, для проверки набора ёмкости. В большинстве случаев АКБ набирает от 60- до 100% емкости.

Что делать, если нет сварочного инвертора? Выход есть. Необходимо найти источник напряжения в 60 вольт. Если брать какой-нибудь штатный блок питания, то скорее всего он не подойдёт нам по нагрузочным характеристикам, и во избежание порчи хорошего устройства соберём своё. Нашим источником повышенного напряжения будет служить потенциометр с диодами, для выпрямления тока. Кстати, так как нам нужен именно импульсный ток, достаточно будет одного диода. Можно нескольких, включенных параллельно, для увеличения нагрузочной способности.

Нам понядобятся 4 резистора по 30Ом 100Вт (можно большей мощности), диод на напряжение не ниже 100В и на ток 5А. Можно конечно использовать 5 одно-амперных диодов, соединённых параллельно, но это уже на усмотрение, главный вопрос в доступности.

Рис.1. Принципиальная схема устройства.
Резисторы R1 - R3 в схеме можно заменить на один эквивалентный. Одинаковые резисторы используются для наглядности схемы. Кнопка в схеме указана не для того, чтобы действительно её использовать, а чтобы подчеркнуть необходимость кратковременного приложения повышенного напряжения к батареи, во избежание её порчи.

Данная схема способна выдать напряжение 55-60В и ток 2,5 ампера. Эффективность конечно же меньше, чем у схемы с инвертором, но данная схема так же позволяет пробить сульфидный слой.

После подачи нескольких импульсов от данной схемы на аккумулятор, АКБ необходимо поставить на подзарядку, для проверки набора емкости.

Если есть необходимость в восстановлении отдельно взятой банки аккумулятора, то операция аналогична всему вышеописанному, единственное - нужно пересчитать все значения под напряжение банки (1.2В).

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Электротехнический журнал